Vuelta a Espana (Тур Испании), чаще называемая Vuelta, третья и последняя гонка среди профессионалов категории Ор (Hors, фр. - сверхсложный, из ряда вон выходящий) проходит за три недели по дорогам Испании. Проводится ежегодно, начиная с 1935 года, за исключением нескольких лет в период с 1937-го по 1954-й годы, в течении которых Вуэльта боролась за выживание в опустошённой войной Европе.
Помимо основных состязаний для юниоров проводится la Vuelta Junior.
До 1994 года включительно Вуэльта проводилась весной, а Джиро - осенью. После рокировки сроков проведения этих гонок, престиж Вуэльты несколько снизился. Ведь раньше ее рассматривали как боевую репетицию перед Тур де Франс, к тому же осенью в преддверии чемпионата мира далеко не все велосипедисты хотят принимать участие в испанской гонке с её трудным маршрутом и многочисленными горными этапами.
Местное название: Vuelta Ciclista a Espana
Место проведения: Испания
Сроки проведения: конец августа - сентябрь
Первая гонка: 1935
Общее число гонок: 62 (по 2007г включительно)
Првый победитель: Gustave Deloor (Бельгия)
Наибольшее число выигранных Vuelta a Espana: Roberto Heras, (Испания)
Наибольшее количество дней, проведённых в золотой майке лидера: Alex Zulle, (Швейцария), 45 дней
Наибольшее число выигранных этапов: Delio Rodriguez, (Испания), 39 этапов
Интересные факты из истории Vuelta
Создание Вуэльты целиком и полностью обязано многомесячной работе Clemente Lopez Doriga - испанского Анри Дегранжа, заключившего соглашение с ежедневной газетой Diario Informaciones об организации первой Вуэльты по образцу Французского
и Итальянского туров. Главным аргументом для Хуана Пуйоля (Juan Pujol), редактора Diario Informaciones, как и в двух предыдущих случаях, явились финансовые успехи и увеличение тиражей газет-спонсоров Тура де Франс и Джиро д'Италия - L'Auto и Gazzetta dello Sport соответственно. Правда, в отличие от двух других гранд туров, цвета призовых маек Вуэльты никак не связаны с цветами газеты-спонсора, так что приводимый иногда вид страниц Diario Informaciones является скорее символом, чем прототипом-основой чего-либо.
Первая Вуэльта стартовала в Мадриде 29 апреля 1935 года и завершилась там же.
В последующие годы (за редкими исключениями) это вошло в традицию. В гонке приняли участие 50 спортсменов. Общий километраж гонки, поделённой на 14 этапов, составил 3411 км (в среднем по 243 км на этап). 10 из 14 этапов имели протяжённость свыше 250 км, что по нынешним меркам практически невероятно. Гонщики использовали тяжелые велосипеды, сделанные из железа, шины постоянно прокалывались (дороги ведь тогда специально перед гонкой не подметали), они сами устраняли поломки своих велосипедов - техничек тоже не было. Были случаи,
когда болельщики отдавали гонщикам свои личные велосипеды, если те не могли починить свои. Вообще, та первая Вуэльта была очень трудной: из 50 стартовавших гонку завершил 21 спортсмен (42% участников), из которых испанцев было только четверо (из 42-х стартовавших). О трудностях состязания можно судить по следующей оценке менеджеров и гонщиков: Наилучшим путём к победе на Вуэльте является употребление горячительных коктейлей от Perico Chicote. Английский джин, полстакана итальянского вермута и ещё несколько дополнительных ингредиентов - вот составные части волшебного состава, который делает возможным достижение финиша в состязании, самом жестоком из всех известных .
Борьба за победу в первой гонке свелась к соперничеству между Густаво Делоором и испанцем Мариано Каньярдо. Бельгийский гонщик показал себя лучше в горах и заслуженно победил с 14-минутным отрывом от Каньярдо. Победитель в генеральной классификации Густав Делоор получил приз 15.000 песет (для сравнения, победитель этапа получал 300 песет).
Многие специалисты и тренеры считают Вуэльту самой сложной по рельефу многодневкой. Чуть ли не половина всех этапов проходит в горах. Неудивительно, что победителями и призерами Вуэльты из года в год становятся только классные горняки (Эрас, Ульрих, Олано, Ромингер, Жалабер и др.). В связи с этим Вуэльта заслуженно славится своими вершинами: самые легендарные из них - это Alto de El Angliru в Астурии - один из самых крутых подъемов не только в Испании, но во всей Европе (перепад высот 1573 м, протяжённость подъёма 12.9 км, максимальный уклон - феноменальные 23.6%), Estacion de Esqui Valgrande/Pajares - почти сорокакилометровый подъём, Sierra Nevada, Lagos de Covadonga, Puerto de Navacerrada.