Спустя восемь лет после начала строительства в Санкт-Петербурге наконец-то был сдан велотрек, расположенный на Крестовском острове. И хотя питерские надежды велосипедного спорта начали осваивать новенькое трековое полотно значительно раньше, торжественная церемония открытия этого спортивного сооружения, отвечающего всем мировым стандартам, состоялась только в минувшую субботу.
В торжественной церемонии открытия спортивного сооружения приняли участие министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Среди гостей был замечен и самый титулованный ученик Александра Кузнецова (легендарного тренера, усилиями которого, собственно, и появился в городе на Неве долгожданный трек) - олимпийский чемпион Вячеслав ЕКИМОВ, ныне занимающий пост спортивного директора казахской команды «Астана».
- Вячеслав, на ваш взгляд, нужен ли был Петербургу велотрек?
- Такому городу, как Санкт-Петербург, велотрек был просто необходим как воздух. Это многомиллионный мегаполис, центр. И вдруг оказалось, что в таком городе нет велотрека. К тому же аналогичный стадион в Крылатском и поднадоесть успел, и перестал отвечать мировым стандартам - на проведение взрослого чемпионата мира, к сожалению, уже претендовать не может. Питерский же велотрек - это классика - 250 метров. Именно на треках с полотном такого размера проводят все чемпионаты мира и Европы.
- У питерского велотрека сложная судьба, его строительство одно время вообще стояло под большим вопросом. Вы сами верили, что он все же будет возведен?
- Я не сомневался, что так и будет, поскольку очень хорошо знаю Александра Кузнецова. Если он поставил перед собой какую-то цель, то приложит все усилия, возможные и невозможные, для ее достижения. Единственное, я не предполагал, что трек будет построен в столь короткие сроки. Все же эта работа держалась на энтузиазме фактически одного человека.
- Вы работаете с командой «Астана». Неужели в России не нашлось достойного места?
- На тот момент, когда я подписывал контракт с «Астаной», в России аналогичного проекта такого уровня не было. Был проект «Тинькофф», но у меня не сложились отношения с менеджером команды, так что этот вариант трудоустройства даже не рассматривался. Но не исключено, что когда-нибудь я вернусь в Россию, где отнюдь не считаю себя изгоем или лишним человеком. Но на сегодняшний день у меня действующий контракт с казахской командой, который закончится только в 2010 году. И что-то менять в своей жизни я не собираюсь. Поработаю там, поднаберусь опыта. Тем более «Астана» - это ведущая команда мира, менеджеры - ведущие специалисты в этой области. Йохан Брюннель (спортивный менеджер «Астаны». - Прим. И. В.) - вообще гений своего дела. Да и тот факт, что Лэнс Армстронг возвращается в большой спорт и будет представлять именно нашу команду, говорит о многом.
- Возвращение Армстронга принесет больше плюсов или минусов команде?
- Прежде всего это огромный плюс для команды, поскольку Лэнс способен консолидировать вокруг себя все силы команды. Он - человек-икона для молодых гонщиков. Молодые ребята, которым доведется выступать с этим спортсменом бок о бок, на мой взгляд, просто счастливчики. Я и сам изменился, когда выступал с ним в одной команде - Discovery US Postal. Он обладает очень мощной, сильной энергетикой. Даже если тебя что-то не устраивает, ты не сможешь так просто отмахнуться от Армстронга - выйдет себе дороже. Нет, он не будет строить какие-то козни, просто отвернется от тебя. В этом случае, считай, на тебе поставлен крест.
- Известно немало случаев, когда спортсмен, вернувшись в большой спорт, так и не смог достичь прежнего уровня. Способен ли на это Армстронг?
- Думаю, Лэнс хочет доказать, что все результаты, которых он в свое время достиг, стали возможны исключительно его здоровью и таланту. Он возвращается в спорт тогда, когда, по большому счету, все двери уже закрыты и на допинге «проскочить» практически нереально. Он хочет, соревнуясь в таких условиях, доказать, что по-прежнему является лучшим, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему. Он амбициозен. Я считаю, что из спорта всегда надо уходить, будучи удовлетворенным. Если ты ушел из спорта на отрицательной ноте, этот червячок сомнения будет грызть до конца твоих дней. Я, к примеру, покинул большой спорт достойно: выиграл в Сиднее золотую медаль, попытался защитить титул четыре года спустя. И лишь политическая борьба и, конечно, травма помешали завоевать золотую медаль в Афинах. Я нашел в себе силы вернуться, принял участие в еще одном «Тур де Франс»… А потом поступило предложение поработать в команде спортивным директором. Такие предложения поступают не каждый день, так что я посчитал, что это будет хороший задел на будущее.
- То есть вы были полностью удовлетворены тем, как сложилась ваша спортивная карьера?
- Абсолютно, и ничуть не жалею о том, что ушел.
- И желания вернуться вновь у вас не возникало с тех пор?
- Дело в том, что я живу этим. Да, с велосипеда я пересел в машину, но накал страстей здесь такой же, как и в велоспорте. Единственное, я стал гораздо меньше тратить сил физических. Зато знали бы вы, сколько уходит эмоций! Адреналина больше, чем в седле.
- Насколько оправданны разговоры о том, что в случае новых допинг-скандалов велосипедный спорт могут исключить из программы Олимпийских игр?
- Если будут перепроверять допинг-пробы, взятые во время Олимпийских игр в Пекине, то велоспорт окажется самым чистым видом спорта. Я вам это могу гарантировать. При той системе допинг-контроля, что существует в велоспорте, «проскочить» на допинге невозможно. Даже новейшие разработки в области кровообразования уже научились выявлять, причем еще до Олимпиады. Так что в этом случае я могу спать спокойно. Но велоспорт могут исключить из программы Олимпийских игр совсем по другой причине. Дело в том, что шоссейный велоспорт популярен, но только в Европе. Нужно популяризировать наш спорт в Америке, Австралии, Азии, Африке. Не случайно гонки Pro-tour в скором времени будут проводиться и в Китае, и в России, и на Зеленом континенте.
- А в России у велоспорта есть будущее в плане развития популярности?
- Думаю, в нашей стране популярность будут набирать трековые гонки. Там, где есть асфальтированные дороги, сплошь и рядом автомобили. И условий для занятий именно шоссейными гонками нет. Не могут же российские спортсмены постоянно ездить на юг и проводить соревнования на Кавказе. Я и сам года два на питерские дороги на велосипеде не выезжал. Выход один - переходить на трек.
- Сколько же треков нужно построить в стране, чтобы к Олимпийским играм подготовить достойную смену?
- Построить трек в глубинке - это не выход. Подобные сооружения должны возводиться либо в крупных мегаполисах вроде Москвы и Петербурга, либо города с давними традициями. Почему бы, к примеру, не построить еще один трек в Туле? Это велосипедная Мекка России, где соревнования проводятся даже на открытом воздухе и все равно собирают трибуны. Совсем недавно я был на открытии трека в Прибалтике. Он был возведен силами Евросоюза в сжатые сроки, за девять месяцев. Помимо трека там расположился еще и баскетбольный центр. Как вы знаете, в Литве баскетбол - спорт номер один. Проект обошелся в 37 миллионов евро. Для России это не деньги. Нужно только желание и энтузиасты, которые займутся этим вопросом.