Геометрия рам
Велоспорт - Тренировка и выбор деталей

геометрия рам

Как было написано выше, не только выбор материала определяет основные характеристики рамы: прочность, жесткость, вес, вибронагруженность. Кроме материала свое влияние оказывают геометрия рамы в целом и труб в частности. Существует несколько возможностей оптимизировать велосипедную раму для конкретного применения.

Чем больше диаметр трубы используется, тем выше становится ее жесткость на изгиб, даже при пропорциональном снижении толщины стенок трубы. Точнее, обычно толщину стенок снижают несколько сильнее для снижения веса рамы при относительно неизменной жесткости. Поэтому все современные велосипеды, даже со стальными рамами, имеют трубы большего диаметра, в сравнении с велосипедами 70-80-х. С другой стороны, сделать стенки труб очень тонкими недопустимо из-за возможности смятия трубы при ударе. Для каждого материала, из которого изготавливаются рамы, есть некоторое пороговое значение.

Из прочностных расчетов велосипедных рам следует, что от распределенной по раме нагрузки в ней возникают довольно неравномерные напряжения. Особенно сильно это заметно на изгибающих нагрузках в поперечной плоскости: максимальные напряжения в трубе появляются на ее концах, а в центральной части они заметно меньше. Для снятия лишнего материала в зоне с небольшими нагрузками и добавления его там, где нагрузки максимальны, применяются так называемые баттированные трубы (butted tubing), трубы с переменной по длине толщиной стенки. Обычно, в спецификациях велосипедов указывается, что рамы баттированные (butted), но иногда поясняется: double butted, triple butted, что означает, что трубы имеют 2 или 3 характерных размера.

Кроме того, утолщение труб по концам положительно сказывается на прочности сварных соединений. При существенном повышении температуры во время сварки, прочность материала снижается. Снижение веса рамы за счет применения баттинга может быть очень велико, но производство баттированных труб существенно дороже, чем обычных, с постоянной толщиной стенки, что заметно сказывается на стоимости велосипеда. Поэтому многие производители рам для велосипедов среднего ценового диапазона вместо баттированных труб используют трубы с профилированным сечением, что дает меньший эффект, но значительно дешевле. Обычно так изготавливается нижняя труба рамы: у рулевой колонки труба имеет овальное сечение, вытянутое в вертикальной плоскости, в средней части круглое, а у каретки горизонтально-вытянутый овал. Это также позволяет легко сопрягать сверхразмерные трубы с обычными.

Ситуация такова, что современные рамы имеют высокую жесткость в вертикальной продольной плоскости и низкую в поперечной. С одной стороны, большая жесткость является плюсом, меньше энергии теряется на изгиб рамы, но, с другой стороны, излишняя жесткость сильно утомляет велосипедиста. Для некоторого снижения вертикальной жесткости производители идут на такие решения, как создание рам, у которых верхняя и нижняя трубы рамы сближены и расходятся от рулевой колонки под меньшим углом. Перья заднего треугольника делаются с небольшим изгибом в продольной или поперечной плоскости для обеспечения некоторой амортизации при езде.

При покупке велосипеда следует не только определиться с тем, какой тип предпочесть, исходя из предполагаемого назначения и стиля катания, но и то, какое дополнительное оборудование планируется размещать на велосипеде. Ведь далеко не на любой велосипед можно установить грязевые щитки, багажник, генератор, питьевую флягу или какое-либо другое оборудование. На современных горных велосипедах к этому списку можно добавить и возможность/невозможность установки заднего дискового тормоза, калипер которого, кстати, может быть одного из двух не полностью совместимых стандартов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Giro d'Italia:

Страницы истории: Giro d'Italia – 1931

News image

Джиро окрашивается в розовый цвет, в этот год La Gazzetta dello Sport учредила майку, которая отличает лидера от дру...

Страницы истории: Giro d'Italia – 1926

News image

Впервые количество участников гонки превышает 200 человек, но до финиша добрались только 40 гонщиков. Гонка была сложн...

Луиджи Ганна

News image

Луиджи Ганна родился в Индуно Олона (Induno Olona) 1 декабря 1883 года. Он рос спортивным и сильным малым, еще в дет...

Страницы истории: Giro d'Italia - 1969

News image

Именно Джиро раскрыла миру проблему допинга. Но если в предыдущем году 10 положительных проб затронули в основном ...

Новости велоспорта:

UCI опроверг обвинения в сокрытии положительных результ

News image

Представители UCI, Международного Союза велосипедистов, выступили с опровержением обвинений в свой адрес о случаях сокрытия поло...

Майка лидера снова у американца Феррара

News image

Придя третим к финишу на спринте 9-го этапа Джиро Италия, велогонщик команды Garmin-Transitions с громкой фамилией Феррар верну...

Итальянец Винченсо Нибали готов защищать майку лидера в

News image

Cпортсмен Liquigas-Doimo Винченсо Нибали очень спокойно провел Джиро в пятницу, но на этих выходных его ждут два очень напряж...

Генеральный менеджер Quick Step надеется на успех своей

News image

Патрик Лефевр, генеральный менеджер команды Quick Step, в своем интервью Sporza похвалил отличную работу бельгийского спортсмена...

Новости трэка:

News image

Максим Полищук: «В Австралии очень хороший скоростной в

Максим Полищук на предстоящих этапах Кубка мира в Австралии и Китае в составе олимпийской национальной сборной будет п...

News image

Четвертый этап Кубка мира по велоспорту на треке

В Пекине на олимпийском велотреке «Лоашань» стартовал четвертый этап Кубка мира по велоспорту на треке. В первый день ...

News image

Чемпионат Европы среди юниоров по велоспорту на треке

В Минске проходит чемпионат Европы по велоспорту на треке среди молодежи и юниоров. Россиянин Константин Куперасов зав...