Giro d'Italia, также известная как Джиро, является второй по популярности велогонкой для профессионалов и проходит за три недели по дорогам Италии и соседних стран (Германии, Бельгии, Франции, Испании, Голландии). Проводится ежегодно, начиная с 1909 года, кроме периодов Первой и Второй мировых войн.
Помимо основных состязаний с 1988 года проводится Giro d'Italia для женщин и Girino d'Italia для юниоров.
Местное название: Giro d'Italia
Место проведения: Италия и соседние страны
Сроки проведения: Май, иногда Июнь
Первая гонка: 1909
Общее число гонок: 89 (по 2006г включительно)
Первый победитель: Luigi Ganna (Италия)
Наибольшее число выигранных Giro d'Italia: Alfredo Binda (Италия), Fausto Coppi (Италия) и Eddy Merckx (Бельгия), 5 побед
Наибольшее количество дней, проведённых в золотой майке лидера: Eddy Merckx (Бельгия), 72 дня
Наибольшее число выигранных этапов: Mario Cipollini (Италия), 42 этапа
Интересные факты из истории Giro d'Italia
Gazzetta dello Sport (как и L'Auto на Тур де Франс) является основателем и главным спонсором Джиро. Эта газета образовалась 2-го апреля 1896 года в результате слияния газет Il Ciclista и La Tripletta . В начале Gazzetta выходила дважды в неделю, в 1909 году во время первой Джиро уже трижды в неделю, а в 1913 году газета стала ежедневной. Армандо Куне (Armando Cougnet), будущий первый директор Джиро, был в то время главным редактором раздела велоспорта Gazzetta dello Sport. Газета выложила 3.000 лир для премирования победителя, итальянский союз велосипедного спорта - ещё 14.000 лир, и главное событие велосипедной жизни Италии незамедлительно стартовало в Историю.
Gazzetta dello Sport с самого первого выпуска выходила на бумаге белого цвета, затем в 1899 году газета стала выходить на розовой бумаге (она была дешевле белой бумаги). В те времена Gazzetta не от хорошей жизни сменила свой цвет, сейчас же розовый цвет стал своего рода брендом этого издания. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе объявила, что 1909 году состоится первая Джиро (чуть ли не за год до самой гонки!) - это был блестящий рекламный ход, который оправдался на все 100%. Надо сказать, что даже в то время (почти сто лет назад) среди печатных изданий велась жестокая борьба за подписчиков. Сама идея проведения супермногодневки была не нова, Тур де Франс подтвердил, что можно делать хорошие деньги на велогонках. Gazzetta стала первой среди итальянских газет, которая почувствовала, что на гонках можно хорошо заработать.
Первая Giro d'Italia стартовала 13 мая 1909 года в 14.53 по местному времени от Лорето до Милана
Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 км - цифра просто фантастическая по нынешним меркам). Не удивительно, что до финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Победителем гонки стал Луиджи Ганна (Luigi Ganna), он получил за это 5.325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне (Armando Cougnet), директор Джиро получал ежемесячную зарплату 150 лир. В отсутсутствии Internet'а и канала Eurosport телеграммы о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.
Приведём некоторые интересные факты из истории Giro d'Italia. Самым молодым победителем Giro был Фаусто Коппи (Fausto Coppi, Ita) - 1940; в этот момент ему было 20 лет, 8 месяцев и 25 дней. Самым возрастным победителем - Фиоренцо Мани (Fiorenzo Magni, Ita) - в 1955 году в возрасте 35-ти лет. Наибольшее число подиумов в карьере досталось итальянцу Феличе Джимонди (Felice Gimondi) - 6 побед, он дважды занимал вторые места и четырежды третьи. Наименьшее количество участников было на Giro d'Italia 1912 года - 56 гонщиков, наибольшее в 1928 году - 298 гонщиков. Самый протяжённый этап Giro был в 1914 году от Лукка до Рима - 430 км. В этом же году было наименьшее число достигших финиша за всю историю Giro - 8 человек. Самая короткая Giro состоялась в 1909 году и имела протяжённость 2448 км, самая протяжённая - в 1957 году, 4337 км.
В свой список королевских достижений занесла Giro d'Italia лидер двадцатых годов Alfonsine Strada, приобретшая скандальную известность после того, как директор Gazzetta dello Sport Эмилио Коломбо объявил, что она будет соревноваться с мужчинами в Giro 1925 года. Она стартовала под номером 72; преодолевая падения, опрокидывания и возрастные различия, превысила лимит времени, но продолжила гонку и уже без какого-либо номера достигла Милана под овации толпы. Заслуживает упоминания и другой эпизод тех времен, произошедший на этот раз с мужчиной - Alfredo Binda. После легко завоеванных побед на Giro 1927, 1928 и 1929 годов Армандо Куне, предвидя очередную победу Binda и не желая растерять интерес зрителей к гонке, обратился к Binda с просьбой не принимать участия в Giro 1930 года. На это Binda ответил: Хорошо, я согласен, но давайте присядем и произведём расчёт. Вы оплачиваете мне победу на всех этапах и победу в генерале, и я остаюсь дома укреплять семью , в результате чего получил 22.500 лир за фактически неучастие в гонке. Семья окрепла, деньги получены, но трёхлетнее царствование Binda на Giro было прервано. Кстати, Марио Чиполлини опережает Binda всего на один выигранный этап.
Последние годы Джиро теряла былую привлекательность. Организаторы подвергались критике за обилие равнинных этапов, несложный профиль маршрутов, за нежелание подумать над тем, как создать дополнительную интригу. Не так давно мировой пелотон подверг устроителей гонки жестокой обструкции за то, что они снизили общий призовой фонд с 1,4 млн евро до 1,15 млн евро.
Отдельно стоит отметить Джиру 2005 года - на дистанции общей протяженностью 3500 км её участникам было приготовлено множество самых разнообразных трудностей. По замыслу составителей маршрута, кульминация должна была наступить на предпоследнем, 19-м этапе. Расчёт оправдался в полной мере. Фанаты велоспорта, заполонившие каждый свободный клочок земли на вершине горы Финестре, и миллионы телезрителей в прямом эфире увидели настоящий триллер. Эту гору профессионалы-шоссейники штурмовали впервые. Обычно здесь проходили состязания по маунтинбайку - горному велосипеду. Извилистый и крутой подъем длиной 18 км пришлось преодолевать по грунтовой дороге с разбросанными по ней камнями. Любое неосторожное движение, и есть риск свалиться с обрыва в пропасть. Даже слабый дождь может превратить земляное полотно в грязное месиво. Благо ничего экстраординарного на пути к вершине Финестре не случилось. Зато борьба между лучшими гонщиками за секунды отрыва друг от друга получилась на загляденье. И все же главная сенсация последней Джиро - великолепное выступление доселе известного лишь узкому кругу специалистов венесуэльца Хосе Рухано. Он выиграл едва ли не самый трудный этап за всю историю итальянской гонки, занял третье место в общем зачете и увёз домой зеленую майку лидера горной классификации.
На гранд турах стало традицией, чтобы директором гонки был один всеми уважаемый человек, который занимал бы свой пост несколько десятилетий. За столетие директорами Тур де Франс были всего 7 человек (примерно один за 14 лет). На Джиро директоров было еще меньше, чем на Туре - всего 4 человека:
1909 - 1948 - Армандо Куне (Armando Cougnet). В 1946 - 1948 годах Армандо Куне помогал директорствовать Винченцо Торриани (Vincenzo Torriani)
1949 - 1992 - Винченцо Торриани (Vincenzo Torriani). С 1989 года ему помогал Кармин Кастеллано (Carmine Castellano)
1993 - октябрь 2005 - Кармин Кастеллано (Carmine Castellano). С 2005 года ему помогал Анжело Зомеган (Angelo Zomegnan)
октябрь 2005 - по настоящее время - Анжело Зомеган (Angelo Zomegnan)
К сожалению все попытки отыскать фото Армандо Куне оказались безуспешными. Возможно Вам повезет больше :-) И тогда не забудьте сообшить нам об этом.
Первая информация об уходе Кармина Кастеллано появилась ещё в октябре 2004 года. И вот передача полномочий состоялась - представление Джиро-2006 в Милане делал уже новый директор - Анжело Зомеган.