Каждый велосипедист должен преодолеть сопротивление воздуха. Обычные велосипеды (за исключением топовых моделей гоночных велосипедов для timetrial имеют очень слабые аэродинамические характеристики. Если форму велосипеда и можно довести до максимально обтекаемой, то с телом гонщика такое проделать невозможно. Можно уменьшить сопротивление воздуха за счет изменения посадки гонщика, чем и занимаются на протяжении лет разработчики и экспериментаторы в области велосипедостроения.
Сопротивление воздуха (ветер)
Любой велосипедист знает, что если прекратить крутить педали он остановится, а если будет дуть встречный ветер, то остановка произойдет очень быстро. Для того, чтобы перемещаться вперед, велосипедист должен преодолеть толщу воздушной массы - на это нужно затратить энергию. Аэродинамическая эффективность - это обтекаемая форма, которая имеет меньшее воздушное сопротивление, которая позволяет затрачивая меньше энергии ехать быстрее. Чем больше скорость велосипедиста, тем больше энергии он должен затратить на преодоление воздушного сопротивления. Поэтому в подготовке гонщиков к достижению высоких скоростей берется во внимание не только силовая (и другая физическая) подготовка, но и много внимания уделяется аэродинамической посадке.
Аэродинамическая помеха состоит из двух составляющих: лобовое сопротивление и трение воздуха. Тупой обьект с множеством уступов оказывает большое сопротивление плавному обтеканию воздуха. Кроме того, зоны низкого давления находящиеся за объектом также оказывают сопротивление движению. Высокое давление впереди и низкое давлением позади велосипедиста буквально тянет его назад. Разнообразные обтекатели обеспечивают гладкое обтекание воздухом объекта и уменьшают помеху от завихрений. Прямое трение происходит, когда движущийся воздух приходит в контакт с внешней поверхностью велосипеда и гонщика. Поэтому для уменьшения прямого трения гонщики используют обтягивающую форму. Тем не менее, прямое трение воздуха оказывает меньшее сопротивление чем лобовое сопротивление.
На дороге с незначительным перепадом высот, аэродинамическая помеха является основным фактором влияющим на скорость велосипедиста и составляет 70-90% от суммарной силы сопротивления. Процентное соотношение меняется при преодолении велосипедистом подьемов, когда скорость езды падает и преобладающей составляющей силы сопротивления становится сила тяжести.