Важную роль для сохранения высокой работоспособности в ходе гонки играют питание и питье на дистанции.
Питание должно пополнять энергетические, водные, минеральные ресурсы и помогать поддержанию концентрации сахара в крови.
На первом месте стоят легкоусвояемые углеводы: сахар пиленый, зефир, пастила, мармелад.
В настоящее время наиболее популярны отвары, приготовленные из овсяной крупы (или овса). Овсянка кроме значительного количества углеводов содержит липотропные вещества — метионин и холин.
Целесообразно в групповой гонке начинать питание не с сахара, который быстро всасывается в неизмененном виде через слизистую оболочку кишечника, а с размоченных сухофруктов (изюма, кураги, чернослива — косточки вынуть) и свежих фруктов (апельсинов, яблок, бананов), которые усваиваются медленнее и пополняют повышенные траты минеральных веществ.
Большой энергетический потенциал приобретают велосипедисты во время соревнований, употребляя сладкие рисовые котлетки, отварное куриное мясо и другие мягкие кулинарные изделия.
Таким образом, в целях успешного участия в продолжительных (150—180 км) групповых шоссейных гонках следует обратить основное внимание тренеров и спортсменов на два главных фактора.
Первый: высокая специальная работоспособность на финише может быть достигнута только на основе предшествующей правильной организации тренировочной работы, режима питания, восстановления и накопления энергии.
Второй: успешному выступлению в соревновании содействует своевременное принятие в ходе гонки рекомендуемого питания и питья до появления признаков голода и снижения работоспособности, т. е. не позднее 1,5 часа с момента начала гонки и обязательно еще раз за 40—50 км до финиша.
Если не принимать во внимание эти факторы, то снижение работоспособности и психической активности в предфинишной ситуации не позволяет спортсмену финишировать во главе гонки.
Приведенные в статье рекомендации помогут тренерам и спортсменам опорных пунктов олимпийской подготовки, всем спортивным организациям ДСО, культивирующим велосипедный спорт на шоссе, ускорить решение задачи по ликвидации отставания в уровне спортивного мастерства велосипедистов, выступающих в групповых шоссейных гонках.