Давно мне посещала мысль о том, что надо как-нибудь разнообразить велопоходы, в которых я принимаю участие. Интересно не просто прокатиться по живописным местам, но и узнать что-то новое. Особенно интересно, когда в местах, по которым едешь, происходили какие-либо интересные исторические события. Тогда обычный отдых превращается в увлекательное приключение.
Самое первое, что мне пришло в голову - это прокатиться на горном велосипеде по местам минувших боев.
Замысел был таков: вначале проводится подготовительная работа, изучаются карты боев, определяются интересные объекты. Затем группа выдвигается на место, производится осмотр объектов, отдых и пр.
При этом исторические факты как бы оживают. Одно дело просто читать о том, что где-то имели место такие-то события и совсем другое - самому находиться в точке, где много лет назад решались судьбы стран.
К сожалению, времени на детальную проработку путешествия у меня не было, как и не было мыслей насчет того, в какой район интересно было бы поехать. Какова же была моя радость, когда на формуме веломании я увидел тему Линия Маннергейма , текст главного топика которой был ещё и в стихах.
Думал я не долго. Такой шанс терять было нельзя. К тому же подоспел отпуск, который можно было подогнать к расширенному варианту путешествия. Вообщем, я записался в команду и стал с нетерпением ждать отправления.
Заброска
Выдвижение команды к началу маршрута осуществилось постредством автобуса турклуба МГТУ им. Баумана, к которому имели отношение большинство участников группы.
День первый, 10 июня.
Утром 10 июня группа выгрузилась на ж/д вокзале Питера, и на электропоезде отправилась к начальной точке маршрута - ст. Горьковское. (вариант №2, поскольку на ст. Тарасовское электричку мы пропустили)
Путь лежал к дер. Лужки, рядом с которой находился укрепрайон Инкиль. Проехали меж двух озер Красногвардейское и Подгорное. В районе ст. Тарасовская встретили большую группу велосипедистов с сайте velopiter.spb.ru.
Осмотрев ДОТы INK6 и INK7, расположенные рядом с асфальтовой автодорогой и потому легко доступные и отдохнув на берегу живописной бухты Финского залива, отправились на поиски остальных ДОТов данного укрперайона.
INK5 нашли быстро - он находится недалеко от хорошей грунтовки. А вот с INK4 пришлось повозиться - он находится в чаще леса, в болотистой местности и найти его было не так просто. Зато он хорошо сохранился. INK3 был неподалеку и нашли его сравнительно легко. Правда, он оказался сильно разрушен.
Несмотря на приличный километраж за первый день, группа стала выдвигаться к укрепрайону Сумма-Кюль в район предполагаемой ночевки. Проехав села Рябово, Красная Долина, Пионерское, Мамонтовка, Камышовка, Каменка, вышли в предполагаемый район.
Осмотрев последний на текущий день ДОТ SK-6, расположенный рядом с дорогой, отправились к месту ночевки на оз. Желанное.
День второй, 11 июня, понедельник
Осмотрев ДОТы SK-10 (интересный и хорошо сохранившийся ДОТ) и SK-17 и направляясь в сторону SK-2, встретили местного сталкера, который рассказал много интересного о находках в здешних местах.
SK-2 хорошо сохранился. Амбразура, смотровое отверситие, переговорные трубы - всё в хорошем состоянии. SK-2а совсем маленький. SK-16 расположен рядом с автодорогой.
Далее путь наш лежал к укрепрайону Сумма-Ярви, в так называемую лощину смерти , где нашли свою смерть большое количество советских военнослужащих, пытавшихся преодолеть рубеж финской обороны между ДОТами SJ4 (Poppolus) и SJ5 ( миллионник ).
Ступая по мягкому мху и любуясь прекрасной природой, сложно себе представить, что зимой 39-40 годов тут была настоящая кровавая мясорубка. Однако количество железа в земле (осколки снарядов, мин) не оставляют сомнения в этом.
Далее покатили к плотине, взорванной финнами с целью затопления местности, однако путь к ней проходил по такому бездорожью, что вымотал всю группу. Однако, радует, что плотина всё-таки была найдена. На этом культурная программа второго дня была исчерпана, и усталые, но довольные велотуристы выползли из леса у станции Лейпясуо, от которой покатили щебенкой и асфальтом к месту ночевки на р. Булатная.
День третий, 12 июня, вторник.
В связи с тем, что основная часть группы должна была убыть обратно в Москву на автобусе, оперативно осмотрели ДОТы SAL-D1, SAL-D5, SAL-D7, переправились через реку Булатная вброд, и покатили по асфальту в Лосево, где людей ждал автобус.
Попрощавшись с основным составом группы, мы с Юрой продолжили путь, желая осмотреть последние рубежи линии Маннергейма и другие интересные места данного района.
Ночевали за Портовым на оз. Суходольское, где просто чудесные места.
День четверный, 13 июня, среда.
С утра отправились смотреть укрепления на реке Бурная. ДОТ ALCAZAR, располженный рядом с небольшим частным аэродромчиком, превращен в помойку и эстетических чувств не вызывает. Берег реки в районе Tajpale(Соловьево) обильно напичкан ДОТами, окопами и пр. Заметно, что тут шли серьезные бои.
Дорогу на Яблоневку долго не могли найти, поскольку прямо на дороге построили дачу, и не догадаешься, что тут дорога начинается :-) На карте вроде бы есть - посмотришь - дача.
Кстати, рядом с этой дачей расположен еще один хорошо сохранившийся и чистенький ДОТ, координаты которого найдены при разработке маршрута не были.
По дороге на Яблоневку расположены сооружения батареи Каарнайоки. Они расположены в глухом, но редком лесу и хорошо сохранились. Грунтовка, кстати, до Яблоневки отличная, за исключением нескольких тяжелых песчаных участков.
На батареях программа осмотра линии Маннергейма была завершена. Основные объекты от Финского заливо до Ладоги были осмотрены. Далее началась импровизация.
От Яблоневки по отвратительной щебеночной дороге докатили до бухты Владимирская. Там сели на катер, и приплыли на остров Коневец по согласованию с отцом Антонием. На острове осмотрели монастырь, языческий Конь-камень, полуразрушенную военную базу и заночевали в живописном месте с видом на Ладожское озеро.
День пятый, 14 июня, четверг.
Осмотрев с утра монашеский скит, на параходе Коневец отправились на материк, откуда покатили к Приозерску. До Моторного щебенка отвратительная, далее начинается неплохой асфальт. Под Приозерском попали в сильный дождь, поэтому решили разместиться в гостинице, чтобы обсохнуть. Ночевали в гостинице ЦБК. 1050 руб за трехместный номер (удобства в коридоре)
День шестой, 15 июня, пятница.
Осмотрели крепость Корела в Приозерске, сели на электричку и доехали до Токсово, где остановились на базе Буревестника в комплексе Кавголово неподалёку от трамплина. 700 руб за двухместный номер.
Объехали вечером озеро Хеппоярви (шикарный асфальт и грунтовки с хорошим рельефом)и попарились в сауне (400 руб/час)
День седьмой, 16 июня, суббота
Прибыв утром в Питер, выяснили, что билетов до Москвы на текущий день нет. Взяли на воскресенье. Остальное время катались по Питеру и отдыхали.
Послесловие.
Проведенный велопоход показал, что формат по местам боев чрезвычайно интересен. Однако, он требует хорошей предварительной подготовки. Юрий Романенко такую подготовку провел - изучил материалы, нашел координаты объектов, которые были залиты в приборы и использовались штурманом Антоном при навигации, разработал маршрут движения.
На будущее, думаю, надо не гнаться за числом объектов, планируя на день не более двух-трех, и давать больший допуск на всякие непредвиденные обстоятельства.
Маршрут был, в принципе, нематрасный. К примеру, в первый день было пройдено более 90 км.
Однако, повезло, что группа подобралась подготовленная - все участники имели неплохую физическую подготовку и справились с прохождением. Также все оказались приятными людьми и путешествовать в такой компании было приятно и комфортно.