Создание
La Gazzetta dello Sport является организатором практически всех самых старинных и известных велогонок. Первый номер Ла Гадзетта Делло Спорт вышел 3 апреля 1896 года с анонсом велогонки Милан-Монца-Лекко-Эрба на обложке, организатором которой и являлась редакция газеты. Затем появились Джиро ди Ломбардия с 1905, Милан-Сан-Ремо с 1907. Эмилио Камилло Костаманья, редактор La Gazzetta Dello Sport, в целях популяризации издания решил организовать нечто более грандиозное, чем гонки, которые они уже проводили. Впервые Giro d'Italia стартовала 13 мая 1909 года в Милане, она состояла из 8 этапов, с общей протяженностью маршрута в 2448 километров.
Первый старт
13 мая 1909 в Милане с площади ди Лорето (la plaza di Loreto) впервые был дан старт Джиро. 8 этапов, 2448 километров преодолело только 49 гонщиков из 127. Участников раздели по четыре гонщика на команду. В основном это были итальянские гонщики, всего четверо французов приехали на старт новой гонки. Подиум, конечно же, заняли трое итальянцев - первым победителем Джиро стал Луиджи Ганна, его сопровождали на подиуме партнер по команде Карло Галлетти и Джованни Россиньоли.
Стартуя через день, по разбитым дорогам, гонщики управляли 15-килограммовыми велосипедами, и должны были обязательно расписаться на контрольных пунктах находящихся на трассе, чтобы избежать мошенничества. Чтобы легче было идентифицировать участников во время проверки, до старта были сфотографированы все участники гонки. Новости с гонки поступали на Главный Телеграф Милана, каждый желающий мог узнать новости, набрав специальный телефонный номер.
Первый этап, который предстояло проехать велосипедистам между Миланом и Болоньей, был спринтерским, протяженностью 397 км. Первым победителем первого этапа первой Джиро стал Дарио Бени, который проехал эту дистанцию за 14 часов.
Второй этап Болонья-Кьети выиграл Джованни Куньоло. Экс-каменщик Луиджи Ганна возглавил генеральную классификацию.
На третьем этапе на лидера гонки Луиджи Ганну как из рога изобилия начинают сыпаться испытания. На аппенинских перевалах между Кьети и Неаполем он четырежды меняет проколотые колеса и финиширует 11-м в часе от победителя этапа Джованни Россиньоли, уступая роль лидера Карло Галетти.
Четвертый этап возвращает ему лидерство, благодаря его победе на этапе, финиширующим в Риме. Затем он закрепляет успех, победив во Флоренции и Турине.
Основная борьба развернулась на последнем этапе, когда Луиджи Ганна за 70 км до финиша был вынужден, не жалея себя, догонять отъехавших конкурентов, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств он финишировал победителем Джиро-1909.
Луиджи Ганна проехал гонку за 89 часов 48 минут и 14 секунд, получив премию в 5.325 лир. К слову, последний гонщик финальной классификации получил 300 лир. Известно, что ежемесячный оклад директора Джиро - Армандо Кунье составлял 150 лир.