Широко используются во всех периодах тренировки, но больше всего в подготовительном периоде. Можно использовать велостанки всех систем, но наибольший тренирующий эффект достигается на трехроликовых велосипедных станках типовой конструкции со свободно перемещающимся, незакрепленным велосипедом. При обучении педалированию стоя, старту с места, рывку и финишному броску занимающимся целесообразно дополнительно упражняться на велостанках различных систем с закрепленным велосипедом и тормозным устройством.
Спортсмены, которые еще не выработали навык приложения усилий во всех зонах педалирования, на первом этапе могут пользоваться трековым велосипедом с инерционной («глухой») системой передачи, способствующей созданию простейших мышечных ощущений в круговом цикле педалирования.
Для дальнейшего совершенствования техники педалирования следует применять шоссейный велосипед со свободным ходом. Он дает возможность, не сходя с велостанка, до некоторой степени менять величину нагрузки путем изменения передаточного соотношения.
Преимущество этого велосипеда заключается в том, что его безынерционная система очень чувствительна к усилиям. Стоит велосипедисту на какие-то сотые доли секунды выключиться из работы, как верхний участок цепи мгновенно провисает, а кратковременное прекращение передачи усилий на педали заставляет тот же участок верхней цепи вибрировать. Таким образом, шоссейная передаточная система как бы подчеркивает ошибки в технике педалирования и позволяет без специальной аппаратуры довольно точно находить недостатки в педалировании. Трековый велосипед, имеющий инерционную систему передачи, наоборот, сглаживает ошибки гонщиков в технике педалирования, их труднее обнаружить и исправить.
Велосипедистам, специализирующимся в гонках по треку, в тренировках на велостанках можно применять трековые велосипеды, оборудованные трещоткой.
Чтобы обеспечить необходимую вариативность нагрузок, достаточно оборудовать велостанок простейшим тормозным устройством или установить на заднем ролике маховик из диска весом 5 – 7 кг. Хорошо, если степень торможения будет иметь определенные градации. По мере роста тренированности и увеличения силы спортсмена величина торможения должна постепенно возрастать. Упражнения можно выполнять на легком незаторможенном велостанке, на тяжелом заторможенном, моделирующем соревновательную нагрузку, заторможенном велостанке, моделирующем нагрузку, превышающую соревновательную.
В первом случае упражнения способствуют развитию максимальной, абсолютной и запасной скорости, во втором – специальной и дистанционной выносливости, скорости и силы, в третьем – взрывной и максимальной силы. В каждой тренировке необходимо чередовать упражнения на велосипедных станках с различной степенью нагрузки.
На первых тренировках можно рекомендовать работу на велостанках от 8 до 15 мин. с повторением ее до 2 – 4 раз в одном занятии. Для создания оптимальных мышечных ощущений, связанных с «чувством педали» во всех зонах педалирования, можно использовать велостанок с тормозным устройством (второй вариант) с частотой педалирования 60 – 80 об/мин. С приобретением двигательного навыка в педалировании можно переходить на велостанок первого (незаторможенный) и второго (заторможенный) варианта. Основной метод тренировки, способствующий повышению частоты педалирования и быстрейшему совершенствованию техники педалирования, – метод ускорения. Эффект от применения этого метода зависит прежде всего от соблюдения следующих требований.
1. В каждом ускорении частота педалирования может возрастать до тех пор, пока сохраняется правильная техника педалирования.
2. Ускорения, выполняемые на незаторможенном велостанке, чередуются с ускорениями, выполняемыми на заторможенном одного и другого варианта.
3. Частота педалирования на незаторможенном велостанке по возможности должна поддерживаться и при педалировании на заторможенном.