Главная Маунтинбайк новости Почему Алуштинский дерт один из лучших в Европе?


Почему Алуштинский дерт один из лучших в Европе?
Велоспорт - Маунтинбайк новости

почему алуштинский дерт один из лучших в европе?

Вопрос оценки и сопоставления трасс для экстремального скоростного спуска на велосипедах возник после серии моих публикаций о соревнованиях в Алуште 27-28 сентября 2003 года.

Это не только хорошая тема, чтобы скоротать вечерок или ночку от заката до рассвета за умным разговором и потреблением массандровского вина. Это еще и необходимая часть ТЭО (технико-экономического обоснования) или бизнес-плана.

Так что вопрос не просто интересный. Речь идет об инвестициях порядка сотен тысяч долларов, создании рабочих мест: круглогодичных, высокооплачиваемых, требующих высокой квалификации. Причем, рабочих мест для местных жителей – в этом экстремальный туризм резко отличается от массового отдыха, где начиная от строителей и заканчивая поварами и портье, рабочая сила привозится откуда угодно. Местные там получают лишь тупую, малооплачиваемую и непрестижную работу.

Попробуем разбить вопрос оценки трасс (а лучше районов) для катания в стиле фри-райд, объединяющего: экстремальный скоростной спуск, дерт джампинг (прыжки с трюками через большие трамплины с разрывами), экстремальный радиальный туризм (прогулки без рюкзаков по сложным горным тропам), нортшор (катание по горным лесам с буреломом и специальными мосточками из жердей), триал (буквально слово означает по английски «испытание», а вообще трюковое катание на уличных или естественных препятствиях), дропинг (прыжки с обрывов) и прочие велоигры со смертью на горных склонах.

1-й вопрос: Почему я? Поиски эксперта и методики.

В 1978 году, на втором курсе университета, я написал свою первую статью. Основана она была на публикации Юрия Веденина (АН СССР) «Информационный подход в оценке рекреационных территорий» и применении формулы Шекли из теории информации. Смысл сводится к тому, что чем больше у человека свободы выбора среди разных видов туризма и отдыха, на какой-то территории, тем она ценнее.

По совету Николая Мироненко (МГУ) к 1979 году я развил эту методику на основе формулы Шеннона, использующей еще и вероятность выбора каждого занятия на отдыхе. Допустим, 95% людей купаются в море, 27% любят морские экскурсии, 10% ходят в горные походы, 2% занимаются дайвингом, 0,01 % коллекционирует бабочек и т.д. Такие показатели надо получать из опросов реального поведения людей на отдыхе, а не из желаемого (мода на какое-то занятие и внимание к нему прессы отнюдь на означает, что у всех хватает на него денег и здоровья; обилие публикаций, скажем, о зеленом и этническом туризме вовсе не означает его реальной популярности).

Понятно, что 10 самых популярных, массовых занятий дадут оценку для территории выше, чем 20 или даже 50 не очень массовых. Морской курорт с дворцами и парками в окружении горных лесов предпочтительнее для инвестиций, чем хутор, где можно ловить бабочек, околачивать груши, квасить сливу, бить баклуши и предаваться прочим этническим усладам.

Опросив к 1979 году около тысячи симферопольцев, я получил вероятности посещения после работы кинотеатров, парков, стадионов, баров, дискотек и прочих мест; с помощью ВЦ Симферопольского университета просчитал на ЕС ЭВМ 1030 оценку для территории города по узлам километровой сетки. Доступность для отдыха после работы в 1 км означала то, что в 15 минутах ходьбы от дома есть много (или мало, или вообще нет, как в спальных районах) мест для отдыха.

Эта оценка просчитывалась на машине отдельно для мужчин и женщин разного возраста. Вычертив изолинии, можно видеть «вершины» и «ямы» информационного поля, большие или нулевые возможности для выбора досуга.

Оценка была внедрена в корректировку генерального плана Симферополя, а через несколько лет под руководством Н.Мироненко кубинский аспирант просчитал ее для генерального плана Гаваны. Она позволяет быстро и точно выяснить неудовлетворенный спрос, строить новые объекты отдыха в нужном месте и с учетом стиля отдыха определенных поло-возрастных групп.

Сегментация рынка может производиться при социологических опросах по любому признаку. Самым важным из них в туризме является стиль. Понятно, что люди больные нуждаются в курортном лечении; «матрасники» будут, как овощи, лежать на пляже и иногда, как овцы, послушно бродить по музеям; «рюкзачники» упорно идут пешком, там где за гроши легко и быстро проехать на маршрутке, а экстремалы и в раю найдут опасности.

2-й вопрос: Что и для кого мы оцениваем?

Утверждая, что Алуштинский дерт одна из лучших в Европе трасс для разных стилей фри-райда, самого модного в горном велотуризме стиля, я не сравниваю ни уровень проведения соревнований (например, наличие или отсутствие электронного хронометража или опытных судей), ни стоимость оборудования (кресельные или вагонные подъемники, оранжевые маты вокруг деревьев), ни сервис (кофе в постели с милашкой горничной в австрийском отеле, у которой нос гораздо внушительнее бюста, или доставку смазки «Педрос» дрессированными дятлами).

Оценивается привлекательность места для самых массовых сейчас и в ближайшем будущем видов горного велотуризма, с самой широкой свободой выбора нагрузок и риска (включая фитнес-катание по набережным и любительское кросс-кантри); свободой в стоимости велосипеда и защиты; стоимости питания и проживания.

Во внимание принимаются и сопутствующие необходимые удовольствия: возможность купаться голышом (значительная часть байкеров – нудисты и значительная часть нудистов - байкеры); качественные вина, интересная и безопасная, не слишком острая местная кухня; витамины не в таблетках, а во фруктах и овощах.

3-й вопрос: Спортсмены или туристы?

Насколько ясно прослеживается сейчас перспективный сегмент рынка, кого надо опрашивать, чтобы получить цифры для информационной оценки районов фри-райда?

В мае 2003 года в Алушту съехалось на горные покатушки около 300 велотуристов (в том числе многие группы были проездом). В соревнованиях по скоростному спуску участвовало чуть более 20.

В сентябре съехалось около 100 человек, так как вырваться в сентябре с работы или учебы гораздо сложнее. Приехали больше с целью соревнований. Участвовало 44 человека.

Для сегмента рынка, который с большой натяжкой можно назвать «спортсменами» характерно: приехали на один или несколько дней, денег тратили по минимуму. Соревнования они собой, безусловно, украсили – особенно, Шаман (Артем Шепика) из Киева и Фомич (Сергей Фомин) из Москвы. Но опять же характерно, что оба профессиональных райдера действовали как шоу-мены, боролись не за секунды, а за восторг публики и внимание фото - и видеооператоров.

Этих райдеров надо рассматривать не как потребителя, не как клиента трассы и района фри-райда, а как ее непременное, обязательное достоинство – «кататься рядом со звездами».

Для сегментов «сдвинутых/продвинутых» любителей, начинающих и сочувствующих-наблюдающих характерно: приехали на 2-3 недели; на фотографии и вино денег не жалеют; к соревнованиям относятся как к празднику, а не как к битве. Район катания очень обширный и богатый по набору стилей: денек бешеного спуска по Южной тропе от Головы Екатерины полируется деньком расслабухи по набережным к Утесу. Никто никому ничего не доказывает, все радуются веложизни и велообщению.

Кстати, прямо у Алуштинского дерта можно спокойно кататься вдоль моря или по террасам среди вечнозеленого лесопарка.

4-й вопрос: «А судьи кто?»

Где опрашивать фри-райдеров, для кого развивать Алуштинский дерт, на кого равняться?

В разборе предыдущих вопросов я уже намекал, что катать фри-райд в Алуште лучше, чем в Альпах или на Кавказе. Для точного доказательства этого нужна отдельная научная работа, хотя бы на уровне студенческого дипломного проекта.

Пока ограничусь тем, что:

1. У подножия Альп нет моря, а некрасивость местных девушек определяет то, что австрийцы и швейцарцы косяками мотаются облегчиться в Таиланд; что касается француженок и итальянок, то высокое развитие высокой моды в этих странах как раз и определяется тем, что без одежды их лучше не видеть.

2. На Кавказе выше влажность воздуха, чаще идут дожди, хуже фрукты и овощи.

3. Московские, питерские, киевские и днепропетровские дерты не стоит воспринимать серьезно. Они хороши для тренировок, но это не фри-райд по горам, поскольку таковых просто нет.

4. На Лазурном берегу, на Адриатике и в других местах, где горы спускаются к морю, стоимость прибрежных земель просто бешеная.

5. Разброс цен и уровня комфорта в Алуште устроит всех: можно жить в палатке и хрустеть едой из пакетиков, а можно снять виллу в пансионате *****«Море» с отдельным бассейном в окружении векового вечнозеленого парка. При этом для всех цены на отличные фрукты, овощи и вино будут значительно ниже европейских. А красивые девушки для не совсем уж тормозов – бесплатно.

Тем не менее ясно, что горные курорты Австрии долны служить нам примером в сервисе, безопасности и оборудовании, кстати старое австрийское горнолыжное оборудование активно ввозится сейчас в Карпаты.

А Красная поляна на Кавказе, уже переполненная российскими райдерами, ясно показывает особенности нашего рынка.

Формируется он очень быстро в крупных городах из модной, обеспеченной учащейся молодежи, высокооплачиваемых специалистов возрастом от 25 до 50 лет и того же возраста владельцев собственного бизнеса. Отличаются они индивидуализмом, стремлением к собственному развитию, к необычным, но здоровым ощущениям, поражающим воображение достижениям техники.

Чем для такой публики интересна Алушта? Прежде всего контрастностью по отношению к большим городам, где автомобили всегда давят своей тотальностью, а велосипедист всегда ощущает непонимание, незащищенность и неполноценность. В Алуште нет ни пробок, ни городского транспорта как такового, ни часов пик. Тут есть замечательный воздух, простор и свобода. Большая Алушта это велосипедный рай с очень разнообразными и очень живописными опасными игрушками.

Впрочем, серьезный капитал оставляет их пока без внимания. Рядом с Алуштинским дертом сейчас рубят деревья. Инженерно-геологическое бурение и геодезическая съемка уже проведены незадолго до этого. Еще одна вилла с видом на море и сезоном в три месяца. Все же лучше, чем свалка.

А новый дерт можно двумя лопатами накидать за пару недель: особые здешние породы – таврические сланцы, да еще террасированные при лесопосадках плюс 10 летняя традиция проведения под Алуштой мотокроссов. На самом деле уже сейчас трассы для фри-райда со склонов Демерджи, Чатырдага и Бабугана составляют десятки или сотни километров, их хватит на месяц приятных радиальных покатушек из города. А есть еще склоны Караби над курортами восточной части Большой Алушты. Но нигде нет подъемников. Выручает пока дешевизна и простота подъема по троллейбусной трассе на Ангарский перевал (752 м).

От него намечено строительство канатно-кресельных подъемников на вершину Чатырдага. Алуштинская фирма «Снежная служба» готовит сейчас инвестиционное предложение на сумму в несколько миллионов долларов.

В рамках этого проекта или отдельной проработкой нужна и оценка Большой Алушты для фри-райда с круглогодичным сезоном и пиками на май и сентябрь-октябрь.

Пока могу предложить свою помощь как научный руководитель (или со-руководитель) студенческого дипломного проекта или кандидатской диссертации по специальностям: оценка природных ресурсов, социальная и экономическая география, экономика туризма, менеджемент непроизводственной сферы, маркетинг, социология, архитектура и районная планировка. Со специалистами по информатике и программированию можно разработать компьютерную имитацию для оценки экономических рисков при инвестировании активного туризма.

Конечно, в нынешнем диком и малограмотном рынке привлекательнее для инвестирования выглядят 5-звездочные отели у моря. Но затяжной кризис Ниццы заставил весь продвинутый туристический бизнес развивать активные и экстремальные направления.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Giro d'Italia:

Страницы истории: Giro d'Italia - 1933

News image

Двадцать первый выпуск Джиро полон нововведений. Воодушевленные введением розовой майки в предыдущем году, организат...

Страницы истории: Giro d'Italia – 1926

News image

Впервые количество участников гонки превышает 200 человек, но до финиша добрались только 40 гонщиков. Гонка была сложн...

Страницы истории: Giro d'Italia - 1952

News image

Джиро становится все более и более популярна среди зрителей: Министерство Связи и Телекоммуникаций предоставляет гонке...

Страницы истории: Giro d'Italia - 1958

News image

Еще один шаг на пути прогресса - организаторы Джиро вводят устройство фотофиниша (Chronocinegines), предоставленны...

Новости велоспорта:

UCI опроверг обвинения в сокрытии положительных результ

News image

Представители UCI, Международного Союза велосипедистов, выступили с опровержением обвинений в свой адрес о случаях сокрытия поло...

Майка лидера снова у американца Феррара

News image

Придя третим к финишу на спринте 9-го этапа Джиро Италия, велогонщик команды Garmin-Transitions с громкой фамилией Феррар верну...

Итальянец Винченсо Нибали готов защищать майку лидера в

News image

Cпортсмен Liquigas-Doimo Винченсо Нибали очень спокойно провел Джиро в пятницу, но на этих выходных его ждут два очень напряж...

Генеральный менеджер Quick Step надеется на успех своей

News image

Патрик Лефевр, генеральный менеджер команды Quick Step, в своем интервью Sporza похвалил отличную работу бельгийского спортсмена...

Новости трэка:

News image

Результаты второго дня Открытого Чемпионата России по

Сегодня, 23 мая, прошел финал групповой гонки по очкам среди женщин на дистанцию 24 км. (72 круга). Гонка прошла без з...

News image

Владимир Дюдя поборется за призовое место на велотреке

Представитель профессиональной команды по велотреку «ИСД-Спорт-Донецк» Владимир Дюдя сегодня поборется за бронзовую на...

News image

Велотрек превратится в спорткомплекс

Велосипедисты Петербурга лишились единственного места для тренировок. Кучи земли, асфальтовые плиты, разрушенное зда...