Вопрос оценки и сопоставления трасс для экстремального скоростного спуска на велосипедах возник после серии моих публикаций о соревнованиях в Алуште 27-28 сентября 2003 года.
Это не только хорошая тема, чтобы скоротать вечерок или ночку от заката до рассвета за умным разговором и потреблением массандровского вина. Это еще и необходимая часть ТЭО (технико-экономического обоснования) или бизнес-плана.
Так что вопрос не просто интересный. Речь идет об инвестициях порядка сотен тысяч долларов, создании рабочих мест: круглогодичных, высокооплачиваемых, требующих высокой квалификации. Причем, рабочих мест для местных жителей – в этом экстремальный туризм резко отличается от массового отдыха, где начиная от строителей и заканчивая поварами и портье, рабочая сила привозится откуда угодно. Местные там получают лишь тупую, малооплачиваемую и непрестижную работу.
Попробуем разбить вопрос оценки трасс (а лучше районов) для катания в стиле фри-райд, объединяющего: экстремальный скоростной спуск, дерт джампинг (прыжки с трюками через большие трамплины с разрывами), экстремальный радиальный туризм (прогулки без рюкзаков по сложным горным тропам), нортшор (катание по горным лесам с буреломом и специальными мосточками из жердей), триал (буквально слово означает по английски «испытание», а вообще трюковое катание на уличных или естественных препятствиях), дропинг (прыжки с обрывов) и прочие велоигры со смертью на горных склонах.
1-й вопрос: Почему я? Поиски эксперта и методики.
В 1978 году, на втором курсе университета, я написал свою первую статью. Основана она была на публикации Юрия Веденина (АН СССР) «Информационный подход в оценке рекреационных территорий» и применении формулы Шекли из теории информации. Смысл сводится к тому, что чем больше у человека свободы выбора среди разных видов туризма и отдыха, на какой-то территории, тем она ценнее.
По совету Николая Мироненко (МГУ) к 1979 году я развил эту методику на основе формулы Шеннона, использующей еще и вероятность выбора каждого занятия на отдыхе. Допустим, 95% людей купаются в море, 27% любят морские экскурсии, 10% ходят в горные походы, 2% занимаются дайвингом, 0,01 % коллекционирует бабочек и т.д. Такие показатели надо получать из опросов реального поведения людей на отдыхе, а не из желаемого (мода на какое-то занятие и внимание к нему прессы отнюдь на означает, что у всех хватает на него денег и здоровья; обилие публикаций, скажем, о зеленом и этническом туризме вовсе не означает его реальной популярности).
Понятно, что 10 самых популярных, массовых занятий дадут оценку для территории выше, чем 20 или даже 50 не очень массовых. Морской курорт с дворцами и парками в окружении горных лесов предпочтительнее для инвестиций, чем хутор, где можно ловить бабочек, околачивать груши, квасить сливу, бить баклуши и предаваться прочим этническим усладам.
Опросив к 1979 году около тысячи симферопольцев, я получил вероятности посещения после работы кинотеатров, парков, стадионов, баров, дискотек и прочих мест; с помощью ВЦ Симферопольского университета просчитал на ЕС ЭВМ 1030 оценку для территории города по узлам километровой сетки. Доступность для отдыха после работы в 1 км означала то, что в 15 минутах ходьбы от дома есть много (или мало, или вообще нет, как в спальных районах) мест для отдыха.
Эта оценка просчитывалась на машине отдельно для мужчин и женщин разного возраста. Вычертив изолинии, можно видеть «вершины» и «ямы» информационного поля, большие или нулевые возможности для выбора досуга.
Оценка была внедрена в корректировку генерального плана Симферополя, а через несколько лет под руководством Н.Мироненко кубинский аспирант просчитал ее для генерального плана Гаваны. Она позволяет быстро и точно выяснить неудовлетворенный спрос, строить новые объекты отдыха в нужном месте и с учетом стиля отдыха определенных поло-возрастных групп.
Сегментация рынка может производиться при социологических опросах по любому признаку. Самым важным из них в туризме является стиль. Понятно, что люди больные нуждаются в курортном лечении; «матрасники» будут, как овощи, лежать на пляже и иногда, как овцы, послушно бродить по музеям; «рюкзачники» упорно идут пешком, там где за гроши легко и быстро проехать на маршрутке, а экстремалы и в раю найдут опасности.
2-й вопрос: Что и для кого мы оцениваем?
Утверждая, что Алуштинский дерт одна из лучших в Европе трасс для разных стилей фри-райда, самого модного в горном велотуризме стиля, я не сравниваю ни уровень проведения соревнований (например, наличие или отсутствие электронного хронометража или опытных судей), ни стоимость оборудования (кресельные или вагонные подъемники, оранжевые маты вокруг деревьев), ни сервис (кофе в постели с милашкой горничной в австрийском отеле, у которой нос гораздо внушительнее бюста, или доставку смазки «Педрос» дрессированными дятлами).
Оценивается привлекательность места для самых массовых сейчас и в ближайшем будущем видов горного велотуризма, с самой широкой свободой выбора нагрузок и риска (включая фитнес-катание по набережным и любительское кросс-кантри); свободой в стоимости велосипеда и защиты; стоимости питания и проживания.
Во внимание принимаются и сопутствующие необходимые удовольствия: возможность купаться голышом (значительная часть байкеров – нудисты и значительная часть нудистов - байкеры); качественные вина, интересная и безопасная, не слишком острая местная кухня; витамины не в таблетках, а во фруктах и овощах.
3-й вопрос: Спортсмены или туристы?
Насколько ясно прослеживается сейчас перспективный сегмент рынка, кого надо опрашивать, чтобы получить цифры для информационной оценки районов фри-райда?
В мае 2003 года в Алушту съехалось на горные покатушки около 300 велотуристов (в том числе многие группы были проездом). В соревнованиях по скоростному спуску участвовало чуть более 20.
В сентябре съехалось около 100 человек, так как вырваться в сентябре с работы или учебы гораздо сложнее. Приехали больше с целью соревнований. Участвовало 44 человека.
Для сегмента рынка, который с большой натяжкой можно назвать «спортсменами» характерно: приехали на один или несколько дней, денег тратили по минимуму. Соревнования они собой, безусловно, украсили – особенно, Шаман (Артем Шепика) из Киева и Фомич (Сергей Фомин) из Москвы. Но опять же характерно, что оба профессиональных райдера действовали как шоу-мены, боролись не за секунды, а за восторг публики и внимание фото - и видеооператоров.
Этих райдеров надо рассматривать не как потребителя, не как клиента трассы и района фри-райда, а как ее непременное, обязательное достоинство – «кататься рядом со звездами».
Для сегментов «сдвинутых/продвинутых» любителей, начинающих и сочувствующих-наблюдающих характерно: приехали на 2-3 недели; на фотографии и вино денег не жалеют; к соревнованиям относятся как к празднику, а не как к битве. Район катания очень обширный и богатый по набору стилей: денек бешеного спуска по Южной тропе от Головы Екатерины полируется деньком расслабухи по набережным к Утесу. Никто никому ничего не доказывает, все радуются веложизни и велообщению.
Кстати, прямо у Алуштинского дерта можно спокойно кататься вдоль моря или по террасам среди вечнозеленого лесопарка.
4-й вопрос: «А судьи кто?»
Где опрашивать фри-райдеров, для кого развивать Алуштинский дерт, на кого равняться?
В разборе предыдущих вопросов я уже намекал, что катать фри-райд в Алуште лучше, чем в Альпах или на Кавказе. Для точного доказательства этого нужна отдельная научная работа, хотя бы на уровне студенческого дипломного проекта.
Пока ограничусь тем, что:
1. У подножия Альп нет моря, а некрасивость местных девушек определяет то, что австрийцы и швейцарцы косяками мотаются облегчиться в Таиланд; что касается француженок и итальянок, то высокое развитие высокой моды в этих странах как раз и определяется тем, что без одежды их лучше не видеть.
2. На Кавказе выше влажность воздуха, чаще идут дожди, хуже фрукты и овощи.
3. Московские, питерские, киевские и днепропетровские дерты не стоит воспринимать серьезно. Они хороши для тренировок, но это не фри-райд по горам, поскольку таковых просто нет.
4. На Лазурном берегу, на Адриатике и в других местах, где горы спускаются к морю, стоимость прибрежных земель просто бешеная.
5. Разброс цен и уровня комфорта в Алуште устроит всех: можно жить в палатке и хрустеть едой из пакетиков, а можно снять виллу в пансионате *****«Море» с отдельным бассейном в окружении векового вечнозеленого парка. При этом для всех цены на отличные фрукты, овощи и вино будут значительно ниже европейских. А красивые девушки для не совсем уж тормозов – бесплатно.
Тем не менее ясно, что горные курорты Австрии долны служить нам примером в сервисе, безопасности и оборудовании, кстати старое австрийское горнолыжное оборудование активно ввозится сейчас в Карпаты.
А Красная поляна на Кавказе, уже переполненная российскими райдерами, ясно показывает особенности нашего рынка.
Формируется он очень быстро в крупных городах из модной, обеспеченной учащейся молодежи, высокооплачиваемых специалистов возрастом от 25 до 50 лет и того же возраста владельцев собственного бизнеса. Отличаются они индивидуализмом, стремлением к собственному развитию, к необычным, но здоровым ощущениям, поражающим воображение достижениям техники.
Чем для такой публики интересна Алушта? Прежде всего контрастностью по отношению к большим городам, где автомобили всегда давят своей тотальностью, а велосипедист всегда ощущает непонимание, незащищенность и неполноценность. В Алуште нет ни пробок, ни городского транспорта как такового, ни часов пик. Тут есть замечательный воздух, простор и свобода. Большая Алушта это велосипедный рай с очень разнообразными и очень живописными опасными игрушками.
Впрочем, серьезный капитал оставляет их пока без внимания. Рядом с Алуштинским дертом сейчас рубят деревья. Инженерно-геологическое бурение и геодезическая съемка уже проведены незадолго до этого. Еще одна вилла с видом на море и сезоном в три месяца. Все же лучше, чем свалка.
А новый дерт можно двумя лопатами накидать за пару недель: особые здешние породы – таврические сланцы, да еще террасированные при лесопосадках плюс 10 летняя традиция проведения под Алуштой мотокроссов. На самом деле уже сейчас трассы для фри-райда со склонов Демерджи, Чатырдага и Бабугана составляют десятки или сотни километров, их хватит на месяц приятных радиальных покатушек из города. А есть еще склоны Караби над курортами восточной части Большой Алушты. Но нигде нет подъемников. Выручает пока дешевизна и простота подъема по троллейбусной трассе на Ангарский перевал (752 м).
От него намечено строительство канатно-кресельных подъемников на вершину Чатырдага. Алуштинская фирма «Снежная служба» готовит сейчас инвестиционное предложение на сумму в несколько миллионов долларов.
В рамках этого проекта или отдельной проработкой нужна и оценка Большой Алушты для фри-райда с круглогодичным сезоном и пиками на май и сентябрь-октябрь.
Пока могу предложить свою помощь как научный руководитель (или со-руководитель) студенческого дипломного проекта или кандидатской диссертации по специальностям: оценка природных ресурсов, социальная и экономическая география, экономика туризма, менеджемент непроизводственной сферы, маркетинг, социология, архитектура и районная планировка. Со специалистами по информатике и программированию можно разработать компьютерную имитацию для оценки экономических рисков при инвестировании активного туризма.
Конечно, в нынешнем диком и малограмотном рынке привлекательнее для инвестирования выглядят 5-звездочные отели у моря. Но затяжной кризис Ниццы заставил весь продвинутый туристический бизнес развивать активные и экстремальные направления.