Есть такая гонка. Причем незаметно для России она существует с 1968 года. Можно сказать, что это национальная гонка Турции.
И вот с 2008 гонка, в связи с политикой распространением системы Про-Тура на весь мир, стала в официальном календаре UCI носить категорию 2.1, то есть была преобразована в многодневку первой категории.
Что она из себя представляет? Проводится с 13 по 20 апреля, начинается критериумом „Гран-при Стамбула“ (к этому я еще вернусь), а потом семь этапов по полугорной стране, протяженностью 1072 км и с общим набором высоты 8 тысяч метров.
Для Турции теперь – это совершенно новое явление, да и не только для Турции. Испытать эту гонку в этом году решили две сильные команды Про-Тура - казахстанская „Астана“ во главе с Андреасом Клёденом и итало-немецкая „Мильрам“ во главе с Алессандро Петакки. Есть и другие неплохие команды, но все-таки Турция - это не Европа, да и есть команды третьего дивизиона. Так что утвержление Петакки о том, что он решил подготовиться здесь к Джиро – неточное.
Эта гонка для европейских команд скорее разведывательная. Кстати, о Петакки. Он выехал сюда после сложного простудного заболевания и глотания антибиотиков, так что ему оставалось на подготовку всего 5 дней и, по его словам, он смог восстановиться только на 50 процентов своей формы. Не смог выехать и Вайткус из „Астаны“ в связи с проблемой зубной боли.
Итак 13 апреля: самый центр старого Стамбула. Критериум. Массы любопытстсвующих, но не велофанов в привычном для нас смысле слова. Кривые узкие улочки с булыгой и желобами водостока. Высохшая грязь. Очень опасная трасса. Всего 2,5 километра кольца, но таких колец – тридцать. И уже на четвертом кольце происходит непоправимое. Из-за „фламандского“ (по характеру) булыжника у одного из гонщиков вылетает фляга с водой.
Вода разливается и по грязи скользят десятки велосипедистов, образуя гигантский, просто фантастический завал. Есть и такие, которым после падения больше не придется стартовать. Много серьезных ранений. Но кто будет особо разбираться в столпотворении?
Этот круг стал разделительной чертой для гонщиков. Пелетон разделился на две группы. На шестом круге четко обозначилась группа сильнейших гонщиков, которая стала безвозвратно уходить вперед, так что на финише зрители увидели только группу из восьми велосипелистов. Победил швейцарец Раст из „Астаны“. Остальные прибыли позже. По правилам, многих их низ нужно было бы снять с гонки за просроченный лимит времени, но тогда этапы гонки стали бы просто смешными из-за малого количества спортсменов. Вот и было принято решение выпустить всех на первый этап.