Главная Тренировка и выбор деталей Рама... Титан, карбон или алюминий?


Рама... Титан, карбон или алюминий?

рама... титан, карбон или алюминий?

Попробуем взглянуть на выбор велосипедной рамы немного с другой стороны, нежели цена. То есть, рассмотреть материал для ее изготовления, основываясь на физических и прочностных характеристиках материалов.


Для этого обратимся к некоторым терминам и определениям физики твердого тела, а именно теории упругости.

Правильный выбор материала является сложной задачей, однозначное решение которой позволяет оптимизировать технологию изготовления, повысить долговечность конструкции в целом. Сейчас для производства велосипедных рам класса hi-end используются только три конструкционных материала: алюминий, титан и карбон. Первые два – это металлические сплавы, а последний - композиционный материал на основе углеволокна и эпоксидного связующего.

Основной механической характеристикой конструкционного материала является предел прочности. Это отношение значения растягивающей силы непосредственно перед разрывом к наименьшей площади поперечного сечения образца в месте разрыва. Для карбона (на основе углеволокна Т700) эта величина порядка 1500 МПа, для титанового сплава (3Al/2.5V) порядка 800 МПа, для алюминия (6061) порядка 60 МПа. В скобках приведены марки, наиболее часто используемые в велосипедной индустрии.

Следующая важная характеристика – предел текучести, напряжение при котором начинает возникать пластическая деформация, другими словами, при разгрузке от которого возникает остаточная деформация заданной величины. Для карбона такие данные не приводятся, для титана порядка 300 МПа, для алюминия порядка 20 МПа.

Ну и в завершение насколько слов о плотности. Чем меньше плотность, тем легче материал. Плотность карбона около 2 г/см3, титана 4,5 г/см3, алюминия 2,7 г/см3.

Из вышесказанного следует, что у каждого материала есть свои сильные и слабые стороны. Однако, для велосипедной специфики нельзя выделить какое то одно определяющее свойство материала. Например, при лучших прочностных/весовых характеристиках, карбон очень хрупкий и боится ударов и царапин. Алюминий легкий, но пластичный и с низкими прочностными свойствами. Титан прочный и упругий, но сравнительно тяжелый.

Истинная картина проясняется, если рассмотреть свойства каждого материала в целом. Тогда бесспорным лидером становится титан. Это обьяснимо.

Причиной разрушения велосипедной рамы являются не чрезмерные нагрузки, а накопление в процессе эксплуатации изделия мелких внутренних повреждений (которые принято называть трещинками или дислокациями), спровоцированное периодическим влиянием внешних сил (напряженного состояния). Определяющей характеристикой металла, так или иначе реагировать на напряженное состояние, является пластичность.

Пластичность металла есть функция его состояния, зависящая от внешних и внутренних факторов, которая выражается в способности твердых тел необратимо менять свою форму без разрушения под действием приложенных сил. Другими словами, существует некоторая максимальная величина нагрузки, при достижении которой происходит разрыв межмолекулярных связей кристаллической решетки металла, что ведет к образованию внутренних дефектов структуры, которые не могут исчезнуть, а могут только накапливаться. Анализ показал, что у большинства конструкционных металлов наиболее типичным является разрушение, которое начинает развиваться задолго до достижения такой максимальной нагрузки. Виной тому циклические нагрузки. При этом пластические деформации и разрушение оказываются связанными настолько тесно, что их можно рассматривать как единый процесс с общей энергией активации.

Установлено, что разрушению материала от усталости (при циклических нагрузках) предшествует накопление локальных микросдвигов и, следовательно, появление пластических деформаций, исчерпание которых приводит к местным разрушениям.

Всё это говорит о том, что пластичные металлы более подвержены накоплению неупругих деформаций (усталости) и следовательно ресурс их значительно ниже.

Физической характеристикой пластичности металла является предел текучести (условный предел текучести). Эта величина определяет усилие при котором в материале появляется пластическая деформация. Чем меньше предел текучести, тем пластичнее материал, а следовательно меньше его ресурс. Предел текучести алюминия в 15 раз меньше, чем у титана!

Ещё одной причиной разрушения конструкционных материалов являются внешние дефекты (царапины). Стойкость материала к царапинам определяется твердостью. Твердость титана по Бриннелю составляет 103 ед., а у алюминия 25 ед., то есть у титана она в 4 раза выше!

У титана, согласно этой характеристике, есть ещё одно большое достоинство – он очень долго сохраняет первоначальный внешний вид и легко его восстанавливает (с помощью дополнительной механической обработки).

Суммируя всё сказанное, получается, что применительно к велосипедной тематике титановая рама является практически идеальным решением. Также это можно сказать про сочетание титана и карбона (углепластика), которое позволяет создавать велосипедные рамы обладающие уникальными анизотропными свойствами.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Тренеровочная:

News image

Питание и питье на дистанции

Важную роль для сохранения высокой работоспособности в ходе гонки играют питание и питье на дистанции. Питание должно пополня...

News image

Беговые тренировки

Осень: На этапе осенней подготовки бег применяется почти во всех занятиях в разминке основной или заключительной части, а также ...

News image

Декальцинация и велоспорт

В гоночный сезон часто можно услышать о том, как один-два профессиональных велосипедиста сломали ключицу или другую кость в масс...

News image

Темп педалирования

Распространенная ошибка новичков - злоупотребление высокими передачами. Экономичность медленного педалирования - это иллюзия. По...

Шоссейные гонки:

News image

В многодневке Tour de l`Aude россиянка Оксана Козончук

Во Франции проходит многодневная велогонка категории 2.1 Tour de l`Aude Cycliste Féminin среди женщин. После пролога и дв...

News image

Владимир Карпец после седьмого этапа Giro d`1Itali подн

В Италии завершился седьмой этап велогонки Гранд-тура Giro d`Italia. Дистанцию 222 км выиграл действующий чемпион мира, австрали...

News image

Этап выиграл Борис Шпилевский, а всю гонку - Сергей Фир

Последнее из Пяти колец Москвы - Кремлевское - как и ожидалось, не смогло поколебать позиций лидера и фаворита этой многодневн...

Авторизация

Новости велоспорта:

UCI опроверг обвинения в сокрытии положительных результ

News image

Представители UCI, Международного Союза велосипедистов, выступили с опровержением обвинений в свой адрес о случаях сокрытия поло...

Майка лидера снова у американца Феррара

News image

Придя третим к финишу на спринте 9-го этапа Джиро Италия, велогонщик команды Garmin-Transitions с громкой фамилией Феррар верну...

Итальянец Винченсо Нибали готов защищать майку лидера в

News image

Cпортсмен Liquigas-Doimo Винченсо Нибали очень спокойно провел Джиро в пятницу, но на этих выходных его ждут два очень напряж...

Генеральный менеджер Quick Step надеется на успех своей

News image

Патрик Лефевр, генеральный менеджер команды Quick Step, в своем интервью Sporza похвалил отличную работу бельгийского спортсмена...

Новости трэка:

News image

Завершилось первенство России по велоспорту на треке ср

27 июля 2008 г. в Пензе завершилось первенство России по велоспорту на треке среди юниоров, в котором приняли участие ...

News image

Вячеслав Екимов: Петербургу велотрек был нужен как воз

Спустя восемь лет после начала строительства в Санкт-Петербурге наконец-то был сдан велотрек, расположенный на Крестов...

News image

Зимний чемпионат России по велоспорту

В Санкт-Петербурге на велотреке «Локосфинкс» стартовал зимний чемпионат России по велоспорту на треке. Александр Серов...