По традиции в марте на континенте открылся большой велошоссейный сезон. Уже состоялись недельные гонки Париж--Ницца по дорогам Франции и итальянская Тиррено--Адриатико, на очереди серия однодневок «весенней классики» -- Милан--Сан-Ремо, «Тур Фландрии» и Париж--Рубэ. Однако в этом году из упомянутых соревнований только гонка по фламандской земле входит в календарь «Про Тура», который по ряду объективных и субъективных причин стремительно теряет свою значимость.
Противоречия между Международным союзом велосипедистов (УСИ) и организаторами крупнейших, традиционных гонок с богатейшей историей существовали и прежде, но теперь они достигли апогея, что фактически привело к разрушению системы «Про Тура». Он возник в 2005 году и заменил собой розыгрыш Кубка мира, существовавший почти два десятка лет, но включавший в себя только однодневные гонки. Создавая «Про Тур», руководители УСИ преследовали благую цель: объединить в одной серии гонки разного профиля (однодневные, недельные, самые престижные «Тур де Франс», «Джиро Д'Италия», «Вуэльту» и даже командную «разделку») и в конце каждого года по сумме баллов гибкой шкалы выявлять лучшего велосипедиста-шоссейника. Два десятка команд, имеющих лицензии «Про Тура», участвовали в каждой гонке, плюс организаторы имели право выдать одно-два специальных приглашения для приглянувшейся им велоконюшни второго эшелона. Именно по «уайлд кард» и выступала в «Джиро» российско-итальянская команда «Тинькофф».
В преддверии нынешнего сезона все-таки случился бунт организаторов. Расхождения с УСИ по целому ряду вопросов оказались неразрешимыми. Это касается и распределения доходов (от телетрансляций, рекламы, спонсоров), и порядка выдачи «уайлд кард», и борьбы с допингом. Так, например, устроители «Тур де Франс» категорически не хотят видеть в числе участников гонки финансируемую правительством Казахстана команду «Астана», гонщики которой в прошлом сезоне запятнали репутацию велоконюшни допинговыми скандалами. Речь прежде всего об Александре Винокурове, уличенном в гемотрансфузии (переливание собственной крови).
Бесконечные разборки и препирательства на разные темы кончились тем, что проводящие гонки компании Amaury Sport Organization (Париж--Ницца, Париж--Рубэ, Париж--Тур, «Тур де Франс», бельгийские «Ла Флеш Валлон», Льеж--Бастонь--Льеж), RCS Sport («Джиро Д'Италия», Милан--Сан-Ремо, «Джиро ди Ломбардиа») и Unipublic («Вуэльта») совместным решением вывели свои соревнования из-под юрисдикции «Про Тура».
В конце февраля Международная ассоциация профессиональных велошоссейных команд (AIGCP) сделала заявление, что ведущие гонщики мира примут участие в гонке Париж--Ницца, которая раньше всегда стояла в календаре «Про Тура» первой, а теперь не имеет к нему никакого отношения. Таким образом, проигравшей стороной в затяжном конфликте осталась УСИ. Самые популярные гонки, ведущие свою историю с довоенных времен, как проводились десятилетиями, так и останутся существовать, при этом поклонников велоспорта и самих участников не особенно и волнует, оцениваются ли результаты какими-то баллами по шкале УСИ или нет. Любая победа в упомянутых гонках является престижной, прибавляет велосипедисту славы и делает его кумиром болельщиков. Спортсмены, добившиеся успехов в одной из трех супермногодневок, на однодневной «классике» калибра Милан--Сан-Ремо или Париж--Рубэ, навсегда попадают на скрижали истории мирового велоспорта.
При этом нынешний календарь «Про Тура» выглядит совершенно куцым. Открылась серия непривычно рано, еще в январе, совершенно новой для себя австралийской шестидневной гонкой Tour Down Under. Раньше о ней знали только самые продвинутые фанаты велошоссе. Победил малоизвестный немец Андре Грейпель из «Хай Роад» (бывшая «Т-Мобайл»). В разы больше внимания было приковано к мартовской, 66-й по счету, Париж--Ницца, несмотря на отсутствие у гонки какого-либо официального статуса. Триумфатором соревнований стал знаменитый итальянец Давид Ребеллин («Герольштайнер»). В итоговом зачете он на три секунды опередил итальянца Ринальдо Ночентини. Из россиян выступали три Александра -- Бочаров, Колобнев и Ефимкин. Последний защищает цвета «Квик Степ» и вошел в топ-10 генеральной классификации.
Неплохо зарекомендовала себя на Тиррено--Адриатико наша команда «Тинькофф», где в боевой восьмерке компанию россиянам Михаилу Игнатьеву (олимпийский чемпион Афин в трековой гонке по очкам), Павлу Брутту, Евгению Петрову и Александру Серову составили три итальянца плюс белорус Василий Кириенко. У «Тинькофф» высокое шестое место в командном зачете, то есть удалось опередить полтора десятка других велогрупп. Лавры победителя достались швейцарцу Фабиану Канчелларе.
В ближайшую субботу состоится самая длинная однодневная гонка для элиты велопрофи -- 99-я по счету Милан--Сан-Ремо, пелотону предстоит преодолеть 298 км.